ardm (ardm) wrote,
ardm

Озеро Сумозеро и одноименный поселок

Продолжение. Ранее было Сумский Посад и Воренжа

Продолжаю путешествие по реальной России - по сути, вымирающей стране. 28 июля 2013 года я вышел с Воренжи и отправился по лесной дороге на карельское озеро Сумозеро - в пос. Хвойный.

Озеро Сумозеро

По пути слышу - моторы: на озере в сезон много людей, приезжают отдыхать на 2-3 дня или даже пожить семьями. Но редко в одноименный поселок. Дорога близко подходит к берегу озера. На озере пляжи, сосны и черные камни. Вода бархатно-коричневого цвета. Судак, щука.

Заворачиваю на все дорожки в сторону озера - хочется же красоту посмотреть! В одном уголке смотрю - избушки, подхожу - никого, а в бане возня. Тук-тук - стучу, слышу - заходи. Так и помылся. Рыбаки Саша и Валера (из Беломорска) угостили щуками в дорогу. Приятно, когда встречаешь именно таких людей - бесхитростных и готовых помочь.

В пос Сумозеро никого, стоит один целый дом, по заросшим улицам растут грибы. Дом искал долго, лазил по кущам иван-чая и крапивы, даже по берегу продрался - а он был рядом совсем, случайно пропустил. Там была сковорода, но рыбу к тому моменту я уже наполовину сожрал. Не надеялся на сковороду - а она так некстати нашлась.

Ещё один пример преступления против народа - поселок Сумозеро. Жило 700 человек, катер ходил, дорог не было. Т. к. поселок на горках, то бытовали названия - Сахалин, Камчатка. Была столовая, клуб. Даже церковь при Советской власти! Целый мир был обжит и умер в одночасье - и сколько таких умирает по сей день! Где теперь та Камчатка...

Народ в доме бывает. Банку с кофем забыли на улице - вороны пытались открыть, и интересно - понимают, где открывается, а рук нет... Раз знает - значит, наблюдала за людьми. Саша и Валера про здешних ворон уже нарассказывали: молнии на сумках открывают, самоловки (зимняя сетка) на лед вытаскивают - наживку съедают.

Ночью приперлись местные - приехали на лодках. Приехал сам хозяин дома - Вова (Владимир Серебряников, 1961, теперь в Сумском Посаде). Родился и жил здесь, сейчас бывает раз в год. Его дочь сразу начала орать: "Это наш дом! Уступите мне кровать!!!" но больше всего меня убило: "А че печку не растопили??" Но в результате такой экспансии быстро раздобрела, и утром даже помыла мою посуду, - видимо, поняла, что я не алкаш, не браконьер, а печаль российской действительности.

Утром Вова рассказал о поселке. Был леспромхоз: зимой заготовляли лес, вытаскавали на лед, а летом кошелями сплавляли на Хвойный, потом сплавляли на СумПосад. В 1983 Сумозеро закрылся, дома раздербанили. Сейчас как говорит - "чертовы кущи". Сказал, и как в подтверждение слов, отправился искать колодец, и пропал - в самом деле, как в воду канул, только кусты шевелятся и нечленораздельные звуки. Так и не нашел. На чердаке нашлись коньки, иностр лит-ра - а говорят, при Советской власти народ страдал от дикости и жил во мраке.

Вова сказал по маршруту, как идти - пересечь лесное пространсво к юго-западу от озера и выйти на трассу. Я все подробно законспектировал. "Тебе повезло, - говорит, - в прошлом году москвич без наметки пошел и заблудился, на Валдай вышел. Там делянка есть, лес вывозили", - и объяснил, где.

Не обошлось без рассказов и про медведей. В прошл году 3 вышли в поселки, 2 в СумПосад, 1 в Лапино. В СумПосаде медведь пас ребят у детсада.
"Иди, - говорит. - По черноводке" - так дорога называется у сумозерских. Однако...